Версия для печати

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

1.2.Внутришкольный контроль (ВШК) - главный источник информа­ции диагностики состояния образовательного процесса,основных результатов деятельности школы.

1.3.Внутришкольный контроль обязательно сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля.

 

2. Цели и задачи внутришкольного контроля

 

2.1.Целью внутришкольного контроля является:

совершенствование уровня деятельности школы;

повышение мастерства учителей;

улучшение качества образования.

2.2.Задачи внутришкольного контроля:

осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

выявление случаев нарушений и неисполнения законода­тельных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их предупреждению;

анализ и экспертная оценка эффективности результатов дея­тельности педагогических работников;

инструктирование должностных лиц по вопросам примене­ния действующих в образовании норм и правил;

изучение результатов педагогической деятельности, выявле­ние отрицательных и положительных тенденций в организации об­разовательного процесса и разработка на этой основе предложенийпо устранению негативных тенденций и распространению педаго­гического опыта;

анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе, оказание методической помощи педагогическим работни­кам в процессе контроля.

 

3. Организация внутришкольного контроля

3.1.Функции ВШК: информационно-аналитическая; коррек­тивно-регулятивная.

3.2.Директор школы и его заместители, либо по их поручению эксперты вправе осуществлять ВШК результатов деятельно­сти работников по вопросам:

соблюдения законодательства РФ в области образования;

осуществления государственной политики в области образо­вания;

использования финансовых и материальных средств в соот­ветствии с нормативами и по назначению;

использования методического обеспечения в образователь­ном процессе;

реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;

соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;

соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распо­рядка и других локальных правовых актов школы;

соблюдения порядка проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обес­печения, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации, области и правовыми актами органов местного самоуправ­ления;

работы подразделений организаций общественного питания
и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

другого плана в рамках компетенции администрации школы.

3.3.При оценке качества деятельности учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, кон­трольных работ, экскурсий и др.);

применение учителем современных образовательных технологий;

рациональность применения ИКТ;

создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмо­сферы положительного эмоционального микроклимата;

умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы зна­ний);

способность к целеполаганию, мотивации при изучении материала урока, способность к анализу педагогических си­туаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятель­ности;

умение учителя корректировать свою деятельность;

умение обобщать сбой опыт;

 

3. Методы внутришкольного контроля

3.1.Методы контроля над деятельностью учителя: анкетирова­ние; тестирование; социальный опрос; мониторинг; наблюдение; изучение документации; беседа о деятельности обуучающихся; резуль­таты учебной деятельности обучающихся.

3.2. Методы контроля над результатами учебной деятельно­сти: наблюдение; устный опрос; письменный опрос; письменная проверка знаний (контрольная работа); комбинированная проверка; беседа, анкетирование; тестирование; проверка документации.

3.3. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и ( или) проведения административных работ.

При оценке качества образования обучающихся учитывается:

уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;

уровень сформированности ключевых компетенций;

степень самостоятельности обучающихся;

владение обучающимися общеучебными навыками, интеллекту­альными умениями

 

4. Виды и формы внутришкольного контроля

4.1. Виды внутришкольного контроля:

- предварительный - предварительное знакомство;

-текущий - непосредственное наблюдение за учебно-воспита­тельным процессо.

-итоговый- изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

4.2. Формы внутришкольного контроля: персональный; тема­тический; классно-обобщающий; комплексный.

4.3. Личностно-профессиональный (персональный) контроль

4.3.1. Личностно-профессиональный контроль - изучение и ана­лиз педагогической деятельности отдельного учителя.

4.3.2.В ходе персонального контроля руководитель изучает:

  • уровень знаний учителем современных достижений психоло­гической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

  • уровень овладения учителем современными педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приема­ми обучения;

  • результаты работы учителя и пути их достижения;

  • повышение профессиональной квалификации через различ­ные формы обучения.

4.3.3.При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

  • знакомиться с документацией в соответствии с функцио­нальными обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы;

  • изучать практическую деятельность педагогических работ­ников школы через посещение и анализ уроков, элективных курсов, элективных учебных предметов, внеклассных меро­приятий, занятий кружков, факультативов, секций;

  • проводить экспертизу педагогической деятельности;

  • проводить мониторинг образовательного процесса с после­дующим анализом на основе полученной информации;

  • организовывать социологические, психологические, педаго­гические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

  • делать выводы и принимать управленческие решения.

4.3.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

  • знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

  • знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

  • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

  • обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы образования при несогласии с результатами контроля.

4.3.5. По результатам персонального контроля деятельности учи­теля оформляется анализирующая справка, при необходимости издается приказ.

4.4. Тематический контроль

      1. Тематический контроль проводится по отдельным пробле­мам деятельности школы.

4.4.2. Содержание тематического контроля может включать во­просы индивидуализации, дифференциации, устранения перегрузки обучающихся, уровня сформированности ключевых компетенций, уровня активизации познавательной деятель­ности и др.

4.4.3. Тематический контроль направлен не только на изучение
фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедре­ние в существующую практику современных педагогических технологий, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогическо­го труда.

4.4.4. Темы контроля определяются в соответствии с программой раз­вития школы, планом работы учреждения, проблемно-ориентированным анализом работы шко­лы по итогам учебного года, основными тенденциями развития об­разования в городе, районе, регионе, стране.

4.4.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознаком­лены с темами сроками целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

4.4.6. В ходе тематического контроляпроводятся тематические исследования (анкетирование, тес­тирование) психологической, социологической, медицинской служ­бами школы,

осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, уча­щихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

      1. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или анализирующей справки.

4.4.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами те­матического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

4.4.9. По результатам тематического контроля принимаются ме­ры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития обучающихся.

4.5. Классно-обобщающий контроль

      1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкрет­ном классе или параллели.

      2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

      3. В ходе классно - обобщающего контроля руководитель и его заместители по УВР изу­чают весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

  • деятельность всех учителей;

  • соблюдение единых требований к обучающимся;

  • включение обучающихся в познавательную деятельность;

  • привитие интереса к знаниям;

  • стимулирование потребности в самообразовании, самоанали­зе, самосовершенствовании, самоопределении;

  • сотрудничество учителя и обучающихся;

  • социально-психологический климат в классном коллективе.

      1. Классы для проведения классно–обобщающего контроля определяются по результатам проблемно – ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

      2. Срок классно-обобщающего контроля определяется необ­ходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными про­блемами.

      3. Члены педагогического коллектива знакомятся с объекта­ми, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы.

      4. По результатам классно-обобщающего контроля проводят­ся малые педсоветы, совещания при директоре или его заместите­лях по УВР, классные часы, родительские собрания.

4.6. Комплексный контроль

4.6.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состояния дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по во­просу контроля.

4.6.2. Для проведения комплексного контроля создается группа,
состоящая из членов администрации, руководителей методических
объединений, творчески работающих учителей школы, под руко­водством одного из членов администрации.

      1. Члены группы должны четко определить цели, задачи, раз­работать план проверки, распределить обязанности между собой.

4.6.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

4.6.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

      1. По результатам комплексной проверки готовится анализирующая справка, на основании которой директором школы может быть издан приказ и проводится малый педагогический совет, совещание при директоре или его заместителях по УВР.

      2. При получении положительных результатов данный объект
        снимается с контроля.

 

5.Правила проведения внутришкольного контроля

    1. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или его заместители по учебно – воспитательной работе, либо по их поручению руководители методических объединений, другие специали­сты.

    2. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, члены Управляющего совета, от­дельные специалисты (методисты и специалисты муниципального органа управления образованием, учителя высшей квалификационной ка­тегории других школ).

    3. Сроки проверки, тема проверки, срок представления материалов, план-задание определяются членами администрации.

    4. План контроля устанавливает вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравни­мость результатов внутришкольного контроля для подготовки ито­гового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица.

    5. Продолжительность тематических или комплексных прове­рок проводится от 10 - 20 дней с посещением уроков, занятий и других мероприятий.

    1. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информа­цию, изучать документацию, относящуюся к вопросу внутришкольного контроля.

    2. При обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору школы.

    3. Диагностирование и анкетирование обучающихся прово­дятся только в необходимых случаях по согласованию с психоло­гической и методической службой.

    4. При проведении планового контроля не требуется дополни­тельного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по УВР могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения.При проведении оперативных проверок педагогический ра­ботник предупреждается не менее чем за один день до посещения уро­ков, в экстренных случаях педагогический работник предупреж­дается не менее чем за 1 час до посещения урока (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

    5. Основания для внутришкольного контроля:

  • заявление педагогического работника на аттестацию;

  • плановый контроль;

  • обобщение опыта работы учителя;

  • оказание методической помощи (молодые специалисты, вновь назначенные учителя, учителя имеющие проблемы при осуществлении учебно – воспитательного процесса);

  • выявление результатов адаптации обучающихся (1, 5 – 6, 10 классы);

  • проверка состояния дел для подготовки управленческих реше­ний;

  • обращение физических и юридических лиц по поводу нару­шений в области образования.

    1. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, отчета о результатах внутришколь­ного контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому во­просу.

    2. Директор школы по результатам внутришкольного кон­троля принимает следующие решения:

  • об издании соответствующего приказа;

  • об обсуждении итоговых материалов внутришкольного кон­троля коллегиальным органом;

  • о проведении повторного контроля с привлечением опреде­ленных специалистов (экспертов);

  • о привлечении к дисциплинарной ответственности должно­стных лиц;

  • о поощрении работников;

  • иные решения в пределах своей компетенции.

5.14. О результатах проверки сообщается учителям, обучающимся, их родителям. По материалам контроля также могут быть составлены обращения и запросы в другие организации.