1.Общие положения
1.1. Основные цели психологической службы – содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.
1.2. Важнейшим условием эффективности работы психологической службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебного учреждения.
1.3. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании детей и подростков.
1.4. Деятельность психологической службы основывается на строгом соблюдении международных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства РФ, решений органов управления образованием различного уровня, Устава школы и настоящего положения.
1.5. Деятельность психологической службы в системе образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог».
1.6. Основной деятельностью службы является психологического сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
1.7 Сотрудники психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и уч-ся, администрации, педагогов, настоящим Положением.
1.8. Психологическая служба школы ориентирована как на учащихся, так и на педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья.
2 .Основные задачи работы психологической службы
2.1 Психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
2.2 Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению.
2.3 Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей с учетом их физиологического развития (совместно с медицинским работником школы).
2.4 Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии каждого ребенка.
2.5 Содействие созданию условий для полноценного труда и сохранению психологического здоровья педагогов, членов администрации школы.
2.6 Обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе.
2.7 Оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях.
2.8 Консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
3. Содержание работы психологической службы школы
3.1 Изучение психологических особенностей учащихся.
3.2 Выявление трудностей и проблем, отклонений в поведении учащегося и оказание ему психологической поддержки.
3.3 Взаимодействие с учителями, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социально-психологических служб различного уровня в оказании помощи обучающимся.
3.4 Проведение психологических диагностик различного профиля и предназначения.
3.5 Составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей или лиц их заменяющих, в проблемах личностного и социального развития учащихся.
3.6 Определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся, и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
3.7 Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности учащихся.
3.8 Осуществление психологической поддержки творчески одаренных обучающихся, содействие их поиску и развитию.
3.9 Формирование психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей или лиц, их заменяющих.
3.10 Ведение документации по установленной форме и использование ее по назначению.
4. Организация работы психологической службы
4.1 Психологическая служба формируется из психологов, которые осуществляют психологическое сопровождение учащихся вверенных им параллелей на протяжении всего обучения в школе, а также педагогов, преподающих в данных классах и родителей данных учащихся.
4.2 Вся работа службы осуществляется по следующим направлениям: -психологическая профилактика;
-психодиагностика;
-развивающая и коррекционная работа;
- консультативная работа.
4.3 Основными формами работы являются: беседы, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, тестирование, наблюдение, коррекционно-развивающие занятия.
5. Документация
5.1 Обязательными являются следующие документы:
-Перспективный план работы психолога на год, утвержденный директором школы;
-План работы на неделю;
-Отчет о проделанной работе за неделю;
-Отчет о проделанной работе за учебный год;
6. Обязанности работника психологической службы
Работник психологической службы обязан:
6.1.Руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами РФ, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы.
6.2.Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
6.3.Знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.
6.4.Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работы лицам, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
6.5.В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития.
6.6.Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
6.7.Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психологического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
6.8. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения.
6.9.По запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого-медико-педагогических консультаций; участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей.
6.10.Выполнять распоряжения администрации учреждения образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
7. Права работника психологической службы
Работник психологической службы имеет право:
7.1 Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий учебно-воспитательного учреждения.
7.2 Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ.
7.3 Отказываться от выполнения распоряжения администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его работы, определенным настоящим Положением.
7.4 Знакомиться с документацией учебного учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения.
7.5 Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение.
7.6 Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить в учебном учреждении групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.
7.7 Обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.