Версия для печати

Пояснительная записка

Базисный учебный (образовательный) план МОУ «СОШ No10 п.Раздольное

Надеждинского района» является важнейшим нормативным документом по введению

федеральных государственных образовательных стандартов начального общего

образования

в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки

обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности,

распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам,

учебным предметам.

Базисный учебный (образовательный) план соответствует действующему

законодательству Российской

Федерации в области образования, обеспечивает

исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального

общего образования.

Базисный учебный (образовательный) план выступает одновременно и в качестве

внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке

содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к

организации образовательного процесса и в качестве одного из основных механизмов его

реализации.

Базисный учебный (образовательный) план состоит из двух частей: инвариантной

части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во

второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает

приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям,

формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих

требованиям стандарта.

Учебный план начального общего образования (НОО) МОУ «СОШ No10

п.Раздольное Надеждинского района» составлен на основе Базисного учебного

(образовательного) плана ОУ РФ, реализующих основную образовательную программу

начального общего образования (вариант 1)

Содержание начального общего образования обеспечивает приобщение

обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует

систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих возрастным

особенностям младших школьников.

Учебный план

начального общего образования (НОО) реализует основную

образовательную программу с УМК «Школа России»

Учебный план НОО разработан на основе:

Нормативно-правовых документов федерального уровня:

Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов

(Постановления Правительства РФ);

СанПиН, 2.4.2.2821-10 « Санитарно-гигиенические требования к условиям и организации

обучения в образовательных учреждениях» Постановление от 29.12.2010 года No189;

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

(Приказ МОиН No 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст No 17785 от 22 .12.

2009);

Приказ МОиН РФ No 822 от 23.12.2009

«Об утверждении федерального перечня

учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных

учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную

аккредитацию, на 2010-2011 год»

Нормативных документов Министерства образования и науки:

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы

(Письмо МО РФ No 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО

РФ No 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ No

220/11-13 от 20.02.1999);

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ No 1561/14-

15 от19.11.1998);

Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного

обучения (Письмо МО РФ No 13-51-120/13 от 03.06.2003);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ No 199/13 от 28.03.2002);

О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму

МО РФ No 957/13-13 от 17.2.2001). На основании приказа МО РФ от9.03.2004г. No1312 «

Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов

для образовательных учреждений российской Федерации, реализующих программы

общего образования», приказа МО РФ от 30.08.2010 года No 889 « О внесении изменений в

федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных

учреждений Российской Федерации. Реализующих программы общего образования,

утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 года No 1312 « Об

утверждении федерального базисного учебного плана для общеобразовательных

учреждений, реализующих программы общего образования», приказа No1241 от26.11

2010 года « О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального

общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки от

06.10.2009 года No 373 «

Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных

учебных предметов и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы

обучающихся, должно проводиться в пределах максимально допустимой нагрузки

учащихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя также

внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по

направлениям

развития

личности

(духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как

проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки,

школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно

полезные практики, секции, соревнования и т. д.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. Данные

занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой

(максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении

объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной

программы. Первые классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. При этом

предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную

учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-

эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН п.2.4.2. No 1178-02) –

“Гигиенические

требования

к условиям

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях”,

зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г.,

регистрационный номер 3997.

Учебный план определяет:

структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика,

Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной

культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;

перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);

учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения.

общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает

содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного

начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их

приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным

технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование

здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи,

мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в

соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-

ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к

слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о

лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают

умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные

монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования

небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса,

письма).

Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности,

коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения

родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес

к родному языку.

Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на

формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего

школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на

знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на

развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой

деятельности.

Изучение родной литературы призвано формировать читательскую деятельность

школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники

знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской

национальной литературы. Существенное место на уроках родной литературы занимает

чтение в переводе на родной язык лучших образцов детской литературы других народов

нашей страны, русской литературы.

Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует

элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;

развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего

школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Изучение математики направлено на формирование первоначальных

представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие

образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование

предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и

практических задач и продолжения образования.

Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о

компьютерной грамотности учащихся.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на

воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине; осмысление

личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе

и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого

эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено

формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о

поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений

изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего

отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» можно

изучать отдельно или в качестве интегрированного предмета «Художественный труд».

Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную

направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое

применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика,

окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в

интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает

условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности

мышления у школьников.

Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие

гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности

ученика. Рекомендуется отводить на этот предмет дополнительные часы за счет раздела

«Внеурочная деятельность».

Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает

особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на

вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может

быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной

части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель,

образовательное учреждение, субъект РФ. В 1 классе в соответствии с системой

гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся,

вариативная часть отсутствует.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере

реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане

часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует

дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся,

воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является

неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное

учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий,

направленных на развитие школьника.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию

учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от

урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций,

круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад,

соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных

учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении

обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для

финансирования.

При проведении занятий по иностранному языку (2–4 кл.) осуществляется деление

классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более

человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно

деление на группы классов с меньшей наполняемостью. Учебный курс «Информатика» в

начальной школе изучается во 2–4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебных

предметов «Математика» и «Технология».

Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим

работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При режиме 6-дневной учебной недели

используется вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана. При этом

предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную

учебную нагрузку, определенную базисным учебным (образовательным) планом.

Продолжительность урока в начальной школе:

в 1 классе — 35 минут;

во 2–4 классах — 40 минут (по решению общеобразовательного

учреждения).

Продолжительность учебного года:

• в 1 классе — 33 учебные недели;

во 2–4 классах — 34 учебные недели.